1 мая 2024 года исполнилось 100 лет со дня рождения писателя Виктора Петровича Астафьева.
Виктор Петрович Астафьев – один из крупнейших прозаиков. В своих произведениях он ставит вопросы, волнующие в равной мере и горожанина, и сельского жителя; и людей старших поколений, и молодежь – всех, кому не безразлична участь человека на земле. Это вопросы связи времен и преемственности поколений, вопросы экологии и нравственности, осмысление войны и тема памяти, тема единства людей планеты.
Начинал В.П. Астафьев с коротких, как будто бы детских рассказов – «Васюткино озеро» (1952 г.), «Фотография, на которой нет меня» (1964 г.) и др. На первый взгляд, – они о детях и для них написаны, но, по сути, в этих ярких зарисовках проглянула вся картина жизни села середины прошлого столетия.
В 1976 г. вышла удивительная повесть Астафьева – «Царь-рыба», которая совершенно точно стоит в одном ряду со «Стариком и морем» Э. Хемингуэя или «Моби Диком» Г. Мелвилла, – если не превосходит их. Затем были и другие его культовые произведения: повесть «Последний поклон» (1968–1993 гг.), пьеса «Прости меня» (1980 г.), роман «Печальный детектив» (1986 г.), повесть «Зрячий посох» (1988 г.) и др. Оживленную дискуссию вызвал рассказ «Ловля пескарей в Грузии» (1986 г.).
Военная тема никогда не отпускала писателя. Языком художественной прозы он давал свое видение Великой Отечественной войны – повести «Звездопад» (1960 г.), «Пастух и пастушка» (1967 г.; 1989 г.), «Где-то гремит война» (1967 г.). Самым мучительным, но так и не оконченным стало его последнее произведение – роман-эпопея «Прокляты и убиты».
Большинство лирико-автобиографических рассказов (о сибирской деревне 1930-х годов), написанных Астафьевым для детей и подростков, вошли в сборник «Последний поклон».
Книги Астафьева за их живой литературный язык и реалистичное изображение военного и деревенского быта были популярны в СССР и за рубежом и переведены на многие языки мира.