К 100- летию Виктора Астафьева. Книги для детей

 «Васюткино озеро» — автобиографический рассказ Виктора Астафьева, основанный на реальных событиях, произошедших с автором в детстве.

Сюжет произведения рассказывает о том, как 13-летний мальчик заблудился в тайге и пять дней скитался, пока не вышел к реке, где его подобрал катер. Выжить в сложных таёжных условиях ему помогла выдержка, сила духа, самостоятельность и целеустремленность.

✏ Идея произведения — нельзя опускать руки даже в безвыходных ситуациях, нужно идти до конца, использовать все возможности, верить в собственные силы. Тогда обязательно будет победа, маленькая или большая.

👉 Васюткино озеро в произведении Виктора Астафьева — это символ победы человека над сложными обстоятельствами, в которые он попал. Полный рыбы и дичи водоём для заплутавшего в тайге мальчика стал наградой за веру, настойчивость и непреодолимое желание жить.

Об истории создания рассказа В. П. Астафьев вспоминал в связи с личностью своего школьного учителя литературы — сибирского поэта И. Д. Рождественского, который однажды предложил своим ученикам написать сочинение о том, как прошло их лето. В очерке «Подводя итоги» Виктор Петрович отмечал[]:

«Летом я заблудился в заполярной тайге между станками Карасино и Полоем. Весной (1992 года) я пролетал на вертолёте над теми местами, где блуждал, и убедился, что мои прежние утверждения, будто я вёл себя в тайге умело и стойко, потому и спасся, — самонадеянны и ничего не стоят. В этой тайге самому спастись, да еще будучи мальчишкой, — невозможно, только Господь Бог может тут спасти, что он, Милосердный, не раз и делал в моей жизни. Как бы там ни было, я поблуждал по страшному Заполярью и уцелел, и своё сочинение так бесхитростно, прямолинейно и назвал: «Жив». И вот снова урок литературы. Игнатий Дмитриевич раздаёт тетради с сочинениями, кого бранит, кого похваливает. Тетрадей на столе всё меньше, меньше, вот голубеет и последняя, — «Моя!» — ёкнуло и замерло сердце в моей, уже много страдавшей груди. Учитель бережно взял тетрадь, развернул её и начал читать моё сочинение вслух. Затем поднял сочинителя с места, долго, подслеповато всматривался в него и сказал: «Молодец!».